[в начало]
[Аверченко] [Бальзак] [Лейла Берг] [Буало-Нарсежак] [Булгаков] [Бунин] [Гофман] [Гюго] [Альфонс Доде] [Драйзер] [Знаменский] [Леонид Зорин] [Кашиф] [Бернар Клавель] [Крылов] [Крымов] [Лакербай] [Виль Липатов] [Мериме] [Мирнев] [Ги де Мопассан] [Мюссе] [Несин] [Эдвард Олби] [Игорь Пидоренко] [Стендаль] [Тэффи] [Владимир Фирсов] [Флобер] [Франс] [Хаггард] [Эрнест Хемингуэй] [Энтони]
[скачать книгу]


Оноре де Бальзак. Второй силуэт женщины

 
Начало сайта

Другие произведения автора

  Начало произведения

Комментарии

<< пред. <<   

     Комментарии
     
     Входит в «Сцены частной жизни». Текст отчетливо подразделяется на отдельные фрагменты, которые (за исключением истории супругов Мерэ) были впервые объединены под названием «Второй силуэт женщины» в 1842 г., во втором томе «Человеческой комедии» в издании Фюрна, прежде же публиковались раздельно или входили в состав других произведений Бальзака. Историю этих первых публикаций см. ниже в примечаниях.
     Текст печатается по изданию: Бальзак /15. Т.2. С. 226 — 285.
     
     С. 453. Гозлан Леон (1803 — 1866) — французский литератор, знакомый Бальзака с 1833 г., автор мемуарных книг «Бальзак в домашних туфлях» (1856) и «Бальзак у себя дома. Воспоминания о Жарди» (1862), которые являются одним из основных источников сведений о частной жизни писателя, как достоверных, так и легендарных.
     Крампада — имение четы де л'Эсторад (см. роман «Воспоминания двух юных жен» в наст. изд.).
     Госпожа де Портандюэр — урожденная Урсула Мируэ, героиня одноименного романа (см. выше в наст. изд.).
     
     С. 454. Мадемуазель де Туш — персонаж четырнадцати произведений «Человеческой комедии», писательница, выступавшая в печати под псевдонимом Камилл Мопен.
     ...откровенные признания знаменитого де Марсе... — Если преамбула «Второго силуэта» восходит к «Беседе между одиннадцатью вечера и полуночью», опубликованной в 1832 г. в составе коллективного анонимного сборника «Коричневые рассказы», то сам рассказ де Марсе впервые появился в газете «Артист» 21 и 28 марта 1841 г. под названием «Сцена в будуаре»,
     
     С. 455. ...в известной басне... — Лафонтен. Басни, IV, 7.
     Никогда еще меня так не пленяла сила... — Из дальнейшего (см. с. 485) выясняется, что повествование ведется от лица врача Ораса Бьяншона (см. примеч. к с. 20).
     
     С. 456. По словам Стерна... — «Я утверждаю, что образы фантазии небритого человека после одного бритья прихорашиваются и молодеют на семь лет...» (Стерн. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена. Т. 9. Гл. XIII).
     О Талейране — см. примеч. к с. 271; о Меттернихе — примеч. к с. 105.
     
     С. 456 — 457. ...бывший журналист... Эмиль Блонде... — Персонаж четырнадцати произведений «Человеческой комедии».
     
     С. 457. Кончини Кончино, маркиз д'Анкр (1575 — 1617) — итальянский авантюрист и политический деятель, добившийся большой власти при французском дворе благодаря покровительству королевы Марии Медичи, матери Людовика XIII, по чьему приказу он был убит 24 апреля 1617 г. Кардиналу Ришелье (1585 — 1642), будущему члену Королевского совета при Людовике XIII и реальному правителю Франции, было в это время 32 года. В романе «Утраченные иллюзии» (1837 — 1843) Бальзак устами Вотрена так комментирует этот эпизод: «Молодой честолюбец, священник, желает приобщиться к государственным делам; он низкопоклонничает перед фаворитом, фаворитом королевы; фаворит принимает участие в священнике, возводит его в звание министра, вводит в совет. Однажды вечером молодой честолюбец получает письмо, которым некий благодетель из породы людей, склонных оказывать услуги <...> извещает его о том, что жизнь его покровителя в опасности. Король взбешен, он не потерпит, чтобы им кто-то руководил, фаворит погибнет, как только явится поутру со дворец. <...> Наш молодчик сказал самому себе: «Ежели король решается на преступление, благодетель мой погиб: придется сделать вид, что письмо опоздало!» И он проспал до тех пор, покуда ему не сказали, что фаворита убили... <...> Человек этот был кардинал Ришелье, а его покровитель — маршал д'Анкр» (Бальзак /15. Т.6. С.600).
     Питт — имя двух английских премьер-министров (отца и сына) второй половины XVIII — начала XIX веков.
     
     С. 458. О Жозефе Бридо — см. примеч. к с. 217.
     Маркиз де Ронкероль — брат графини де Серизи, один из светских львов эпохи Реставрации, при Июльской монархии государственный деятель, персонаж двадцати одного произведения «Человеческой комедии».
     
     С. 459. ...которого вы прислали мне из Англии... — Де Марсе приходился побочным сыном лорду Дэдлею, персонажу восьми произведений «Человеческой комедии».
     
     С. 462. Кларисса — см. примеч. к с. 225.
     
     С. 465. Малибран (наст, имя Мария де ла Фелисидад Гарсия; 1808 — 1836) — французская оперная певица испанского происхождения, с успехом выступавшая в Париже в 1830-х годах.
     
     С. 468. О Хартии — см. примеч. к с. 20; разумеется, государственное устройство Франции в эпоху Реставрации имело мало отношения к измене герцогини.
     Лозен — известны два авантюриста и «дамских угодника», носившие это имя: Антуан Номпар де Комон, граф, затем герцог де Лозен (1633 — 1723), фаворит Людовика XIV, тайно женившийся на его кузине, герцогине де Монпансье, и Арман Луи де Гонто-Бирон, герцог де Лозен (1717 — 1793), герой многочисленных скандальных происшествий при французском дворе.
     Людовик де Валуа — возможно, Бальзак обозначил этим малоупотребительным титулом одного из герцогов Орлеанских, которым со времен Людовика XIV принадлежало герцогство Валуа и которые отличались неумеренным сластолюбием.
     Баронесса де Нусинген — одна из двух дочерей «отца Горио», действующая в семнадцати произведениях «Человеческой комедии»; ее «роман» с де Марсе описан в повести «Отец Горио» (1835).
     
     С. 470. Карл Десятый (1757 — 1838) — французский король в 1824 — 1830 гг., последний монарх из династии Бурбонов.
     
     С. 471. О Даниеле д'Артезе — см. примеч. к с. 413.
     Герцог Бурбонский (1756 — 1830), последний представитель рода Конде, погиб в 1830 г. при загадочных обстоятельствах, весьма напоминающих убийство, в котором подозревали его любовницу и наследницу, англичанку Софи Кларк, в первом браке Доу, во втором де Фешер.
     Маркиза де Рошфид — Беатриса, героиня одноименного романа (1839), входящего в «Сцены частной жизни», персонаж восьми произведений «Человеческой комедии».
     
     С. 472. Монморанси — древнейший французский дворянский род.
     Хорошо, я объясню вам это... — Монолог Блонде был впервые напечатан под названием «Светская женщина» в первом томе сборника «Французы, нарисованные ими самими» (1839).
     
     С. 473. ...панталон... пенящейся вокруг щиколотки. — Мода на дамские панталоны, выступающие из-под платья, пришла во Францию из Англии в середине 1800-х гг.
     Прюнель — «плотная и тонкая ткань саржевого переплетения, использовавшаяся для изготовления мужской и женской обуви. <...> Прюнелевую обувь носили самые элегантные женщины» (Кирсанова Р. М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. М., 1989. С. 190 — 191).
     ...рисунок походки... — В 1833 г. Бальзак опубликовал трактат «Теория походки», который впоследствии намеревался включить в раздел «Человеческой комедии», озаглавленный «Патология общественной жизни», где, исходя из постулата: «Походка есть лицо тела», описывал способы познать характер и общественное положение человека по тому, как он ходит, говорит, смотрит, дышит.
     
     С. 474. ...до мыса Мадлен... — то есть до церкви Мадлен (Магдалины) (см. примеч. к с. 427).
     ...по террасе Фельянов... — то есть по террасе сада Тюильри, названной так в память о находившемся здесь до 1804 г. монастыре Фельянов (он был разрушен при прокладке вдоль сада Тюильри улицы Риволи).
     
     С. 478. ...лоскутки всех сотканных ныне разношерстных доктрин. — В том числе и теорий самого Бальзака в 1830 — 1840-е гг.. когда он сделался монархистом и католиком (см. подробнее во вступительной статье, с. 11).
     
     С. 480. ...не нападайте на Наполеона! — Похвальное слово Наполеону впервые было напечатано в 1832 г. в «Беседе между одиннадцатью вечера и полуночью» (см. выше, примеч. к с. 454).
     О Каналисе — см. примеч. к с. 296.
     Поццо ди Борго Шарль Андре, граф (1768 — 1842) — дипломат корсиканского происхождения, поступивший на службу к русскому императору; посол России во Франции в 1814 — 1835 гг., Поццо ди Борго был одним из главных советников Александра I во время войны с Наполеоном; Меттерних руководил политикой Австрии, союзницы России в войне с Францией, а Талейран, при Империи занимавший важнейшие государственные посты, но с 1809 г. впавший в немилость, предчувствуя поражение Наполеона, перешел на сторону ею противников.
     
     С. 481. ...заключил в себе Дезэ и Фуше. — Дезэ де Вейгу Луи Шарль Антуан (1768 — 1800) — французский полководец, погибший в битве при Маренго (14 июня 1800), где французские войска под командованием Бонапарта сражались с австрийскими; Фуше Жозеф (1759 — 1820) — во время Революции ярый сторонник революционных идей, член Конвента и активный участник Террора; при Империи министр полиции; после окончательного поражения Наполеона перешел на сторону Бурбонов и стал министром полиции при Людовике XVIII. Дезэ упомянут как воплощение деятельной честности. Фуше — как воплощение интеллектуальной бесчестности.
     
     С. 482. Сорель Агнеса (ок. 1422 — 1450) — фаворитка французского короля Карла VII, вдохновлявшая его на борьбу с англичанами.
     Мари Анна Дубле де Персан (1687 — 1771) и Мари Дю Деффан (1697 — 1780) были хозяйками двух знаменитых парижских салонов XVIII века; роялистка княгиня де Кадиньян упрекает этих дам в причиненном ими зле, так как их салоны (в особенности салон госпожи Дю Деффан) были местом сбора энциклопедистов-просветителей, своими теориями подготовивших французскую Революцию.
     Мария Тальони (1804 — 1884) и Камарго (наст. имя и фам. Мария Анна Куппи; 1710 — 1770) — французские танцовщицы.
     Сент-Юберти Мария Антуанетта (1756 — 1812) — французская певица.
     Рекамье Жанна Франсуаза Жюли Аделаида (1777 — 1849) — знаменитая своей красотой хозяйка литературного салона в Аббеи-о-Буа.
     Севинье Мари де Рабютен-Шанталь, маркиза де (1626 — 1696) — знатная дама, вошедшая в историю литературы как сочинительница блестящих по стилю писем.
     ...произнес генерал де Монриво... — Генерал Монриво — персонаж двенадцати произведений «Человеческой комедии», главный герой повести «Герцогиня де Ланже» (1833, затем в составе «Истории тринадцати»). Рассказ генерала Монриво, прежде чем занять свое место в составе «Второго силуэта женщины», был опубликован в «Беседе между одиннадцатью вечера и полуночью» (см. выше), а затем, под названием «Любовница нашего полковника», — в журнале «Наполеон» (1834, выпуск 10).
     
     С. 483. Когда мы подошли к Березине... — В конце ноября 1812 г., во время панического отступления французов из России.
     
     С. 484. ...полковника Удэ, изображенного Шарлем Нодье... — в «Истории тайных обществ в армии» (1815), где французский писатель Шарль Нодье (1780 — 1844) рисует портрет барона Жака Жозефа Удэ (1773 — 1809), человека разнообразных талантов («Он мог быть поэтом, оратором, стратегом, государственным мужем»), члена антинаполеоновского монархического тайного общества «Филадельфы», погибшего в сражении при Ваграме. В «Трактате об элегантной жизни» (1830) Бальзак, также ссылаясь на Нодье, называет Удэ воплощением «божественного изящества, никогда не бывающего неуместным».
     Принц Евгений — Евгений Богарне (1781 — 1824), сын императрицы Жозефины от первого брака, участник итальянской, египетской и русской кампании Наполеона, с 1804 г. генерал, с 1805-го — принц и вице-король Италии.
     Редгонтлет — заглавный герой романа В. Скотта (1824, т. 1 — 3).
     
     С. 485. Орсэ Жан Франсуа Альбер Мари Гаспар Гримо, барон д' (1772 — 1843) — французский военный, знаменитый своими манерами и костюмами, один из первых французских «денди».
     
     С. 488. Об этом может нам рассказать господин Бьяншон... — фрагмент, посвященный смерти герцогини, впервые был опубликован, как и почти все предыдущие части «Второго силуэта», в «Беседе между одиннадцатью вечера и полуночью».
     
     С. 489. ...по словам Шамфора... — «Однажды молодые придворные ужинали у г-на де Конфлана. Кто-то спел вольную, но лишенною откровенных непристойностей песенку; г-н де Фронсак немедля затянул куплеты до такой степени бесстыдные, что даже веселые собутыльники слегка удивились. Г-н де Конфлан прервал всеобщее молчание словами: «Черт подери, Фронсак! Между твоей песней и предыдущей — не меньше десяти бутылок шампанского». Бальзак ссылается на «Характеры и анекдоты» (№ 740) Себастьена Роша Никола Шамфора (1740 — 1795); возможно, книгой-посредницей послужило в данном случае сочинение Стендаля «О любви», где мысль Шамфора цитируется в сходном контексте (см.: Стендаль. О любви. Новеллы. М., 1989. С. 69).
     Шагах в ста от Вандома... — Следующая далее новелла «Второго силуэта» была впервые опубликована в мае 1832 г. во втором издании «Сцен частной жизни» в составе рассказа «Совет» (вместе с рассказом «Поручение»); затем под названием «Гранд-Бретеш, или Три мщения» (вместе с двумя новеллами из сборника «Коричневые рассказы», о котором см. примеч. к с. 454) вошла в 7-й том «Этюдов о нравах XIX века» (1837) и наконец была напечатана отдельно под названием «Гранд-Бретеш» в 4-м томе «Человеческой комедии» в издании Фюрна (1845). Согласно рукописной правке Бальзака на его экземпляре этого издания, «Гранд-Бретеш» следовало присоединить ко «Второму силуэту», что и делается в современных изданиях. Исследователи не раз пытались установить источник «Гранд-Бретеш»; в этой связи были названы 32-я новелла из «Гептамерона» (1559) Маргариты Наваррской, комическая опера Э. Скриба и Ж. Делавиня «Каменщик» (1825), подлинная история о ревнивом муже из Безансона, замуровавшем живым некоего итальянца Занолли, история семейства делла Пьетра, рассказанная Стендалем в книге «О любви» (глава XXVIII). Само название Гранд-Бретеш носила местность в окрестностях Тура, хорошо известная Бальзаку, как и Вандом — город, в котором он учился в коллеже (1807 — 1814) и который сделал местом действия рассказа, вложенного в уста Бьяншона.
     
     С. 490. Деплен — знаменитый хирург, учитель Бьяншона, действует в пятнадцати произведениях «Человеческой комедии».
     
     С. 491. Дом Атридов — то есть потомков Атрея (греч. миф), сына Пелопа, над родом которого тяготело проклятие.
     
     С. 493. ...дядюшка Тоби... на своего боевого коня. — Взгляды Стерна на «коньков» вообще и, в частности, на любимого конька дядюшки Тоби, изложены в главе XXIV первого тома романа «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена».
     Роген — парижский нотариус, персонаж десяти произведений «Человеческой комедии», играет особенно большую роль в романе «История величия и падения Цезаря Бирото» (1837).
     
     С. 494. «Подражание Христу» — анонимный религиозный трактат, получивший распространение около 1418 г. и очень популярный среди верующих; наиболее вероятным автором его считается Фома Кемпийский (ок. 1380 — 1471).
     
     С. 497. Радклиф Анна (урожд. Уорд; 1764 — 1823) — английская писательница, автор «готических» романов, в которых большую роль играют тайны и ужасные происшествия.
     
     С. 499. Фередиа — слегка искаженное имя любовника матери Бальзака, Фердинанда Эредиа, графа Прадо-Кастеллана, испанского офицера, познакомившегося с госпожой Бальзак около 1805 г. в Турени.
     ...пять футов с небольшим... — то есть около 1 м 65 см.
     Бертран Анри Грасьен, граф (1773 — 1844) — французский военачальник, участвовавший во многих сражениях эпохи Империи.
     Герцог д'Абрантес — Андош Жюно (1771 — 1813) — наполеоновский генерал; его жена, Лора Пермон (1784 — 1838), была доброй знакомой и — во второй половине 1820-х гг. — возлюбленной Бальзака.
     Деказ Эли, герцог (1780 — 1860) — французский государственный деятель, глава правительства в 1818 — 1820 гг., пэр Франции.
     Король испанский — Фердинанд VII (см. примеч. к с. 290).
     
     С. 505. Горанфло — фамилия реального лица, клерка в конторе юриста Ж.-Б. Гийоне-Мервиля, в которой юный Бальзак служил, также в качестве клерка, в 1816 — 1818 годах.
     
     В. Мильчина

<< пред. <<   


Библиотека OCR Longsoft