[в начало]
[Аверченко] [Бальзак] [Лейла Берг] [Буало-Нарсежак] [Булгаков] [Бунин] [Гофман] [Гюго] [Альфонс Доде] [Драйзер] [Знаменский] [Леонид Зорин] [Кашиф] [Бернар Клавель] [Крылов] [Крымов] [Лакербай] [Виль Липатов] [Мериме] [Мирнев] [Ги де Мопассан] [Мюссе] [Несин] [Эдвард Олби] [Игорь Пидоренко] [Стендаль] [Тэффи] [Владимир Фирсов] [Флобер] [Франс] [Хаггард] [Эрнест Хемингуэй] [Энтони]
[скачать книгу]


Оноре де Бальзак. Силуэт женщины

 
Начало сайта

Другие произведения автора

  Начало произведения

Комментарии

<< пред. <<   

     Комментарии
     
     Рассказ входит в «Сцены частной жизни». Впервые опубликован 12 марта 1830 г. в газете «Мод» за подписью «Сочинитель "Физиологии брака"». В этом варианте герои рассказа носили имена Эрнест де М*** и графиня***.
     В июне — июле 1832 года Бальзак задумывает цикл «Силуэт женщин», призванный служить как бы продолжением первого «Силуэта», однако этот замысел остался неосуществленным, поскольку Бальзак начал работу над произведением гораздо более обширным — «Этюдами о нравах XIX века». В 1835 году в часть этого большого цикла, получившую название «Сцены парижской жизни», Бальзак включает «Силуэт женщины» под названием «Профиль маркизы»; здесь, как и в окончательном варианте, герои уже зовутся маркиза де Листомэр и Растиньяк. Наконец, в шестнадцатитомном издании «Человеческой комедии», опубликованном в 1842 — 1846 гг. (так называемом издании Фюрна), «Силуэт женщины» вновь обрел первоначальное название и занял место среди других «Сцен частной жизни».
     Текст печатается по изданию: Бальзак /15. Т. 2. С. 42 — 51.
     
     С. 19. Негро Джованни Карло, маркиз ди (1779 — 1857) — знатный генуэзец, с которым Бальзак познакомился во время своего путешествия по Италии (1837 — 1838), «гостеприимный покровитель всех странствующих талантов» (Бальзак /24. Т. 3. С. 419).
     Маркиза де Листомэр — персонаж одиннадцати произведений «Человеческой комедии».
     Ментенон (урожд. д'Обинье) Франсуаза, маркиза де (1635 — 1719) — фаворитка и (после 1683 г.) морганатическая жена Людвика XIV; насаждала при французском дворе аскетическую религиозность.
     
     С. 20. Хартия — закон, «пожалованный» Людовиком XVIII французам в июне 1814 г., в начале первой Реставрации Бурбонов; Хартия установила во Франции конституционную монархию.
     Я имел счастье видеть эту чудо-маркизу. — Повествование ведется от имени знаменитого врача Ораса Бьяншона, персонажа двадцати девяти произведений «Человеческой комедии».
     
     С. 21. «Вильгельм Телль» — опера Дж. Россини, поставленная в Париже 3 августа 1829 года. Впрочем, это еще не означает, что действие рассказа происходит не ранее 1829 г.; из дальнейшего выясняется, что одновременно умерла госпожа де Морсоф (а это, согласно хронологии «Человеческой комедии», случилось в 1820 г.) и началась Морейская экспедиция (о ней см. в примеч. к с. 23), а это произошло в 1828 г.
     
     С. 22. Карл VI (1368 — 1422) — французский король с 1380 года.
     
     С. 23. ...о Морейской экспедиции... — В 1824 — 1827 гг. в Морее (старинное название греческого полуострова Пелопоннес) происходили сражения между греческими повстанцами, боровшимися за национальную независимость, и турецко-египетской армией под командованием Ибрагим-паши; в 1828 г. на помощь грекам были посланы французские войска под командованием маршала Мэзона, которые после двухлетней борьбы заставили турок освободить полуостров.
     
     С. 24. Один очень умный человек, Стендаль, создал... теорию «кристаллизации»... — Эту теорию Стендаль изложил в книге «О любви» (1822): «Дайте поработать уму влюбленного в течение двадцати четырех часов, и вот что вы увидите: в соляных копях Зальцбурга, в заброшенные глубины этих копей кидают ветку дерева, оголившуюся за зиму; два или три месяца спустя ее извлекают оттуда, покрытую блестящими кристаллами; даже самые маленькие веточки, не больше лапки синицы, украшены бесчисленным множеством подвижных и ослепительных алмазов; прежнюю ветку невозможно узнать. То, что я называю кристаллизацией, есть особая деятельность ума, который из всего, с чем он сталкивается, извлекает открытие, что любимый предмет обладает новыми совершенствами» (Стендаль. О любви. Новеллы. М., 1989. С. 23). Бальзак познакомился со Стендалем (наст. имя и фам. Анри Мари Бейль; 1783 — 1842) около 1830 г. в салоне художника Жерара. Писателей связывала взаимная симпатия; Бальзак посвятил творчеству Стендаля восторженную статью в своем журнале «Ревю Паризьен» (25 июля 1840); Стендаль очень высоко оценил творчество Бальзака в «Записках туриста» (1838), хотя и высказал некоторые претензии в отношении его манеры повествования: «Как я люблю этого автора! С какой полнотой он сумел изобразить все невзгоды и все убожество провинциальной жизни. Я предпочел бы более простой стиль, но в таком случае покупались ли бы его книги в провинции? Я полагаю, что он пишет свои романы в два приема: сначала вполне вразумительно, а потом разукрашивает свой стиль неологизмами: «треволнения души» или «снег падает в моем сердце» и тому подобные красоты» (Стендаль. Собр. соч. в 15 тт. М.-Л., 1950. Т. XIII. С. 41).
     
     В. Мильчина

<< пред. <<   


Библиотека OCR Longsoft