[в начало]
[Аверченко] [Бальзак] [Лейла Берг] [Буало-Нарсежак] [Булгаков] [Бунин] [Гофман] [Гюго] [Альфонс Доде] [Драйзер] [Знаменский] [Леонид Зорин] [Кашиф] [Бернар Клавель] [Крылов] [Крымов] [Лакербай] [Виль Липатов] [Мериме] [Мирнев] [Ги де Мопассан] [Мюссе] [Несин] [Эдвард Олби] [Игорь Пидоренко] [Стендаль] [Тэффи] [Владимир Фирсов] [Флобер] [Франс] [Хаггард] [Эрнест Хемингуэй] [Энтони]
[скачать книгу]


Несин Азиз. Рассказы

 
Начало сайта

Другие произведения автора

  Начало произведения

  Дружественные отношения

  Он остается

  Машина - оратор

Жаль деньги народные

  Лишь бы родина процветала

  Я - резиновая дубинка

  Ее величеству фасоли

  Кофе и демократия

  Ищите - да обрящете

  Страшный сон

  По сходной цене

  Сам виноват!

  Отчего чешется Рыфат-бей

  Люстра

  Свой дом

  А сумеешь ли ты быть у нас врачом?

  Очки

  Мученик поневоле

  Родительское собрание

  Газеты? В нашем доме им нет места

  В ожидании шедевра

  Все из-за дождя

  Уникальный микроб

  Хорошо делать благие дела

  Я разговаривал с Ататюрком [1]

  Долг перед родиной

  Среди друзей

  Любитель литературы

  Все мы в молодости увлекались поэзией

  Финансовые боги

  Если бы не было мух!

  Плата за страх

  Письма с того света [1]

  Мемет из Эмета

  Относительное представительство

  Чернокожий солдат

  Сильный характер

  Скоро подорожает

  Телеграмма

  Моим уважаемым читателям

<< пред. <<   >> след. >>

      Жаль деньги народные
     
     
      — Как затянули строительство гостиницы!
      — Да, за это время можно было построить целый город, не то что одну гостиницу.
      — Почему так затянули? Может, фирму не ту подрядили?
      — Возвести гостиницу вызвалось несколько иностранных фирм. Трудно сказать, почему выбрали именно эту фирму: то ли потому, что она меньше всех запросила, то ли лучше всех выполняла другие заказы, то ли оказалась самой сговорчивой. Как бы там ни было, я расскажу о том, что сам наблюдал.
     Все было чин по чину: устраивались торжества, разрезали ленту, высокопоставленный деятель собственноручно закладывал первый кирпич на счастье. Потом учинили шикарный банкет, который надолго запомнился всем, кто на нем побывал, затем в газетах появилась хроника с фотографиями.
     Через некоторое время начали вырисовываться контуры будущего здания.
     В один прекрасный день у стройки остановились три легковые машины. Не кто-нибудь, а видные деятели нашей страны вышли из них и начали осмотр строящейся громады.
      — Почему такие узкие коридоры? — спросил глава группы.
      — По проекту, сударь, — ответил инженер, — ширина коридора пять метров...
      — Вы, наверное, думаете, что мы не видели гостиниц? В заграничных отелях, где я останавливался, коридоры шире. Ладно, пусть коридоры по проекту, но их мало... Гостиница — и так мало коридоров. Уж раз взялись, так надо делать как следует. Деньги народные, государственные! Их надо жалеть...
     Инженер слушал молча.
      — А что вы скажете? Разве не маловато коридоров для большой гостиницы? — обратился руководящий деятель к фите.
      — Маловато, бей-эфенди.
      — Мало, сударь. — Очень мало...
     И соглашение с фирмой, представившей проект, было расторгнуто.
     Пока шло судебное разбирательство, проект изменили — увеличили количество коридоров, сделали их шире.
     Когда вовсю шло строительство по новому проекту, у обочины дороги в один прекрасный день остановилось несколько легковых машин. Снова руководящие деятели приехали осматривать стройку. Впереди шел самый влиятельный из них.
     Заглянув в дверной проем, он спросил:
      — Что здесь?
      — Это салон, — ответил представитель новой фирмы.
      — Салон? Что за салон?
      — Работы еще не закончены, сударь, вот настелем полы, оштукатурим, отделаем...
      — Понимаю, значит, салон... А что, в нем будут проходить скачки? Разве бывает салон, как ипподром? Жаль, жаль деньги народные...
      — Мы делаем, как указано в проекте, сударь.
      — То, что вы называете проектом, слава богу, не стих из Корана! Надо изменить проект, изменить, и дело с концом...
     Фирма безропотно согласилась. В соответствии с изменениями, внесенными в проект, уменьшили салоны.
     Дела на стройке продвигались, но однажды опять на нескольких легковых машинах примчалось начальство и начало осмотр гостиницы. Деятель, возглавлявший шествие, в основном остался доволен, однако, направляясь к выходу, он обратил взор к потолку и спросил с недоумением:
      — А где же купола, где своды?
     Вопрос сбил с толку молодого архитектора, он некоторое время молчал, а собравшись с мыслями, спросил:
      — Простите, не понимаю, какие купола и своды?..
      — Это же турецкая архитектура. Жить здесь будут иностранцы и поэтому гостиница должна быть в турецком стиле... Бывают ли в Турции здания без куполов и сводов?
      — Но, сударь, в имеющемся проекте...
      — Что значит проект? Вот так всегда бывает, когда проект заказывают иностранным фирмам. Что чужаки понимают в нашей архитектуре, в нашей душе?
     Сопровождающие его деятели опустили головы.
      — Кому нужно такое здание? Обязательно должны быть купола и своды. Жаль народные, государственные денежки...
     Так как над всем сооружением возвести купола и своды было очень дорого, то сочли целесообразным придать национальный дух лишь некоторым его частям там, где сделать это легче.
     Дела на стройке продвигались, вчерне все было, можно сказать, уже готово, когда на легковых машинах снова подкатило начальство. Главный деятель, шагавший впереди, с огорчением заметил:
      — У-у-у! Зачем же так много понастроили коридоров... Больше, чем комнат... В этих коридорах заблудишься, как в лесу... Жаль деньги народные!
     Перестройки и переделки спутали все сроки. Конца работ не было видно. В газетах стали появляться колкие заметки. Для ускорения решили изменить форму крыши. Но снова возникли споры, разногласия. Чем покрыть ее? То ли традиционной местной черепицей, то ли марсельской. В конце концов от черепицы вовсе отказались и сделали обыкновенную бетонную крышу.
     И вот строительство уже почти закончено. И опять запылили на дороге легковые машины.
      — А где изразцы? Как же в турецкой гостинице без изразцов? — удивились посетившие ее деятели, оглядывая холл.
     Затем пошли в салон, а в нем ни одной колонны. Глава группы сказал:
      — Здесь нет колонн, а колонны нужны. Не дай бог, крыша рухнет...
      — Не беспокойтесь, сударь, не рухнет, расчеты сделаны таким образом...
      — Расчеты? А как обвалится все это, что тогда будет с вашими расчетами?
     Он обернулся к стоящим за его спиной:
      — Как, по-вашему, крыша может рухнуть?
      — Может, сударь...
      — Обязательно рухнет, на ней такая тяжесть! Да еще привезут вещи... К тому же и народу будет тьма... Рухнет...
      — И с грохотом...
      — Столько денег, считай, на ветер выброшено... Жаль государственные деньги... Слышите, все говорят, рухнет... К тому же колонны придают особую красоту...
     В соответствии с новыми пожеланиями в салонах были поставлены колонны.
     Деятель, который возглавлял другую группу руководящих лиц, забраковал квадратные колонны. В школьных учебниках, еще когда он учился, он видел на картинках греческие храмы с круглыми колоннами. Жалко, жалко выброшенные на ветер государственные деньги...
      — Это проще простого, сударь, мы сейчас же округлим колонны...
     Когда на наружных стенах выкладывали узоры из мозаики, то крупный деятель, прибывший для осмотра, с укором отметил:
      — У современных построек фасад делается из стекла, а это что?
     Наконец, настал такой момент, когда можно было считать, что строительство закончено. Осталась одна-единственная недоделка. Очередной видный деятель нашел, что слишком круты лестницы в новой гостинице. Трудно подниматься пожилым людям.
      — Сударь, но лифты... Гости почтенного возраста будут подниматься на лифтах...
      — Тогда зачем вообще лестницы? Не жаль вам государственных денег! Или, может быть, все-таки нужны лестницы?..
     Когда меняли лестницы, гостиницу осмотрел известный иностранным архитектор.
      — Это — замечательное архитектурное произведение... Место, достойное штаб-квартиры Организации Объединенных Наций!
     Изразцы на фасаде и стенах некоторых коридоров, купола и своды, железные кружева решеток из переплетенных тюльпанов, крыша с карнизом над одной из террас полностью со- ответствовали турецкому духу. Зато крыша над всем зданием была в чисто скандинавском стиле. Арки в салоне, казалось, перенесли прямо из дворца турецкого султана. Главный салон походил на акрополь, можно сказать, даже больше, чем сам акрополь в Афинах. Здесь можно было найти и лучшие образцы итальянской архитектуры... Туалеты и ванные отделаны в американском стиле. Индийская архитектура, китайская архитектура — все здесь соседствовало.
      — Браво, — провозгласил крупный иностранный архитектор, — как вы сумели все это втиснуть в одно сооружение?
      — Целых девять лет мы строили-перестраивали этот шедевр! И притом экономя народные деньги, — с гордостью ответил руководитель строительства.
     

<< пред. <<   >> след. >>


Библиотека OCR Longsoft 2005-2015