[в начало]
[Аверченко] [Бальзак] [Лейла Берг] [Буало-Нарсежак] [Булгаков] [Бунин] [Гофман] [Гюго] [Альфонс Доде] [Драйзер] [Знаменский] [Леонид Зорин] [Кашиф] [Бернар Клавель] [Крылов] [Крымов] [Лакербай] [Виль Липатов] [Мериме] [Мирнев] [Ги де Мопассан] [Мюссе] [Несин] [Эдвард Олби] [Игорь Пидоренко] [Стендаль] [Тэффи] [Владимир Фирсов] [Флобер] [Франс] [Хаггард] [Эрнест Хемингуэй] [Энтони]
[скачать книгу]


В начало сайта

ГЮГО Виктор Мари (1802-1885) - французский писатель.

     Член Французской академии. Сын офицера республиканской армии. Мать Гюго, будучи роялисткой, рассталась с мужем и воспитывала сына в духе преданности легитимной монархии. Учась в лицее, Гюго уже получал награды на литературных конкурсах за оды, написанные в стиле классицизма. Первый поэтический сборник «Оды и стихотворения» (1822) принес ему милость Людовика XVIII.
     Монархическими идеями проникнуты и первые романы Гюго - «Ган Исландец» (1823) и «Бюг Жаргаль» (1826).
     Новый период творческого развития Гюго начался во второй половине 1820-х гг., когда нарастало народное движение против монархии Бурбонов. Гюго порвал с роялистскими воззрениями и сблизился с либерально-демократической оппозицией.
     Писатель объявил войну эпигонскому классицизму. Ареной борьбы между сторонниками классического и романтического стиля стал театр. «Предисловие» Гюго к пьесе «Кромвель» (1827) стало эстетическим манифестом демократически настроенных романтиков; в нем Гюго защищал принципы новой романтической драматургии. Настоящим триумфом Гюго стала постановка «Эрнани» (1830) с главным героем - благородным разбойником, объявленным королем вне закона.
     В драмах Гюго появились совершенно новые герои: куртизанка, силой любви возвысившаяся до подвига («Марион Делорм», 1831); жалкий шут Трибуле, ставший грозным мстителем за честь дочери («Король забавляется», 1832); лакей, клеймящий грандов за преступления перед народом («Рюи Блаз», 1838).
     Писатель горячо откликнулся на события июльской революции 1830 г. В атмосфере народного подъема, сломившего власть монархии, был написан первый значительный роман Гюго «Собор Парижской Богоматери» (1831), события которого относятся к XV в. В сюжете мертвящие силы Средневековья сталкиваются с народными силами. Сумрачный собор выступает как символ католицизма, подавлявшего человека. Морально чистые люди находятся в самых низах общества: Эсмеральда, Квазимодо. Подлинным героем романа можно считать народ.
     Временный спад революционного движения привел писателя к примирению с Июльской монархией. После буржуазной революции 1848 г. Гюго стал в ряды защитников республики. Писатель мужественно разоблачал Луи Бонапарта, совершившего переворот и превратившего республику во Вторую империю, и вскоре вынужден был отправиться в изгнание. 19 лет, проведенные в изгнании, были годами расцвета творчества Гюго. В знаменитом романе «Отверженные» (1862) писатель изобразил жизнь различных классов французского общества. Гюго показал, что преступления и нищета - неизбежное порождение капитализма. В центре романа «Труженики моря» (1866) - борьба человека со стихиями природы. В романе «Человек, который смеется» (1869) писатель изобличал жестокость аристократов и произвол монархии. Основные художественные приемы Гюго - романтическая антитеза и гротеск.
     В 1870 г. писатель вернулся на родину. В своем последнем историческом романе «Девяносто третий год» (1874) он создал драматическую картину борьбы якобинской республики против вандейского восстания.
     Творчество Гюго нашло широкое отражение в музыкальном искусстве. Итальянский композитор Дж. Верди создал на сюжет драмы «Король забавляется» оперу «Риголетто». По роману «Собор Парижской Богоматери» Гюго написал оперное либретто, вдохновившее многих композиторов, в том числе А. С. Даргомыжского.
     Основные произведения: поэтические сборники «Оды и разные стихотворения» (1822), «Оды и баллады» (1826), «Восточные мотивы» (1829), «Осенние листья» (1831), «Песни сумерек» (1835), «Внутренние голоса» (1837), «Лучи и тени» (1840), «Возмездия» (1853), «Созерцания» (1856), «Грозный год» (1872), «Искусство быть дедом» (1877); драмы «Кромвель» (1827), «Эрнани» (1829), «Марион Делорм» (1831), «Король забавляется» (1832), «Лукреция Борджиа» (1833), «Мария Тюдор» (1833), «Анджело» (1835), «Рюи Блаз» (1838), «Бургграфы» (1843); романы «Ган Исландец» (1823), «Бюг Жаргаль» (1826), «Собор Парижской Богоматери» (1831), «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869), «Девяносто третий год» (1874); публицистическая книга «История одного преступления» (1877-1878); политический памфлет «Наполеон Малый» (1852); книги статей и речей «Дела и речи» (1882-1884), «До изгнания», «Во время изгнания», «После изгнания»; труды о литературе и искусстве. Виктор Гюго


Доступны для чтения:

Е. Евнина. Виктор Гюго

Клод Гё


В Сети можно найти:
Виктор Гюго. Девяносто третий год
Виктор Гюго. Клод Ге
Виктор Гюго. Король забавляется
Виктор Гюго. Мария Тюдор
Виктор Гюго. Последний день приговоренного к смерти
Виктор Гюго. Собор Парижской Богоматери
Виктор Гюго. Отверженные


Библиотека OCR Longsoft